ПРОИЗВОДСТВО НАЦИОНАЛЬНОГО НАПИТКА «КОЖЕ»
Этот бизнес родом из детства. Маржан Джумабаева, будучи еще ребенком в родном Таразе наблюдала за тем, как ее бабушка готовит традиционный национальный напиток – коже. Повзрослев, сохранив традиционные рецепты, готовя напиток для родных и друзей – они с сестрой пришли к выводу, что их напиток достоин того, чтобы оказаться на полках больших магазинов. Так появился первый казахстанский бренд по производству коже – «Аймар». Финалист конкурса «Построй свой бизнес» Маржан Джумабаева рассказывает о становлении ее предприятия, участии в конкурсе, об использовании гранта и своих далеко идущих планах.
Об истоках
Я из Тараза, жила там с бабушкой. В детстве моя бабушка варила коже. Я ей помогала. В непростые 90-е к нам даже люди приходили домой и покупали коже. Тогда все знали, что у нас всегда есть коже. Затем в 2000-м году бабушки не стало. Это дело забросили, я переехала в Алматы, стала студенткой. Иногда в летнюю жару, мне говорили дома: «Ну давай Маржан, ты же знаешь как готовить коже, приготовь пожалуйста». Это не так просто. Тогда появились мысли, продавал бы кто-нибудь коже в магазине, чтобы можно было просто купить, вместо того, чтобы варить самой. В то время коже можно было купить только на базарах или где-то на загородных трассах. Но я знаю, как коже производится и не могла доверять им.
О первых шагах
Идея данного бизнеса пришла ко мне около десяти лет назад. Я уже работала по специальности – инженером. Начала обдумывать возможно ли производить в Казахстане коже, как это сделать? Сестра тоже меня постоянно мотивировала. Я готовилась к производству несколько лет, консультировалась с друзьями и знакомыми. Мне подсказали, что в первую очередь необходимо найти помещение, затем получить разрешение СЭС. И уже после этого сертифицировать продукт.
Появился план действий. Решили с сестрой начать на свои деньги, собрали все сбережения. Для старта нам потребовалось примерно $40 000. Придумали название ИП «Аймар» по первым буквам наших имен Айжан и Маржан.
Только в 2013 году начали. Я 3 месяца потеряла, чтобы найти помещение. Сначала искала в Алматы. В городе все очень дорого. В итоге нашла помещение в поселке Иргелi. Привезла туда представителей СЭС. Они выдвинули свои требования по помещению, купила все необходимое оборудование, что они просили.
О сертификации и первых продажах
Для того, чтобы продавать продукцию в магазинах требуется сертификат соответствия. Я начала сертифицировать напиток коже. В органах сертификации мне говорят: «У нас нет стандартов на данный напиток. Так что вам придется ждать пока мы все эти стандарты разработаем». Еще порядка трех месяцев ждала пока эти стандарты будут разработаны. Были взяты мои образцы, рассчитывали энергетическую ценность продукта и т.д.
Затем я начала переговоры с магазинами. Мне рекомендовали начать с магазинов категории А – крупных гипермаркетов. Потому что мой товар никто не знал. Небольшие и средние магазины не будут брать продукт, который не продается в более крупных торговых сетях. Обратилась к таким сетям как “Small”, “Magnum”, “Рамстор». К моему удивлению крупные сети сразу же согласились продавать мой товар.
15 сентября 2013 года мой напиток впервые появился на торговых полках в магазинах “Small”, затем в «Рамсторе» и “Magnum”. Так как мои продажи стартовали только осенью, когда сезон закончился у меня начались сомнения зачем я вообще этим занялась. Переживала. Мы привыкли, что это летний напиток, зимой его обычно не готовили. Но неожиданно для меня все торговые сети начали продавать мой напиток и зимой. Как такого дохода у меня тогда не было. В первый год работы, я только на аренду потратила 10 000 долларов.
О ценообразовании и девальвации
Я сама считала себестоимость продукции. Поставляю в магазины по этой цене, а они уже добавляют свои надбавки. Но, в связи с девальвацией, видимо придется увеличить стоимость продукта на 30 тенге.
К примеру, подорожали бутылки, этикетки. Каждая этикетка за последний год подорожала на 6 тенге. Конечно, если в будущем я смогу выпускать 100 000 бутылок в день, то смогу сделать продукцию дешевле, а пока таких объемов нет – влияние девальвации ощущается на каждом компоненте продукции.
О сложностях
Прошлый год был для меня непростым. Увеличились объемы продаж в крупных гипермаркетах, начались продажи в магазинах категории B и C. У меня не хватало машин. Город большой, заказы идут, а я не успеваю за ними. Уже после конкурса я купила новое оборудование, которое сейчас экономит мне большое количество времени. А начинали мы с подручного оборудования, я не знала как пойдет мое дело и не могла позволить себе покупать дорогостоящее оборудование. Не хватало средств ни на оборотные, ни на капитальные затраты. Так как крупные торговые сети оплачивают траншами за предыдущие поставки с задержкой в 40 дней. Приходилось влезать в долги, чтобы оставаться на плаву. Сырье приходилось брать в долг. Это был очень сложный период.
О конкурсе
Я узнала о конкурсе «Построй свой бизнес» только в январе этого года. Мой рабочий день начинается в 6 утра, до 10 утра мне уже нужно отправить машины с товаром по магазинам. У меня не было времени сидеть в социальных сетях, следить за какими-то конкурсами. Но однажды, подруга, читающая Алишера Еликбаева сообщила мне, что проходит конкурс «Построй свой бизнес» для молодых предпринимателей. Говорит: «Почему бы тебе не поучаствовать?».
До этого я обращалась в фонд «Даму» за поддержкой. В «Даму» мне тоже не смогли помочь. У меня не было залоговой недвижимости, мне отказали.
Затем я подробнее узнала о конкурсе, условиях участия в нем. Начала готовиться, но если честно, особых надежд на конкурс я не питала. Конечно, понравилось что не нужно было куда-то ходить, что-то заполнять, все делалось на сайте конкурса, это было удобно.
Я думала, что в таких конкурсах выигрывают технологичные проекты, где есть какое-то ноу-хау. Но все равно надеялась на выигрыш, так как я единственная в Казахстане, выпускаю коже. Поэтому я очень рада, что удалось выиграть грант.
Об использовании гранта
Я приобрела новую машину для развозки продукции. Так как аренда обходится дорого. А одна машина в крупном магазине для разгрузки может задержаться на 3-4 часа, за день нужно объехать много точек. Также я приобрела термо-усадочное оборудование, смогла найти его у нас в Казахстане. Остальные средства я направила на разработку новых видов продукции. Если сначала у меня было только перловое коже, то сейчас я начала делать пшеничное и рисовое коже. Потому что в каждом регионе Казахстана предпочитают свой вид коже.
Пока мой коже продается только в Алматы. Потому что вопрос доставки в другие регионы я еще не решила. Разговаривала с производителями молочной продукции, но они хотели приобретать мой коже буквально за 100 тенге, говорят, что у них большие дистрибьюторские расходы, проценты, бонусы. Но для меня это совсем невыгодно.
После конкурса я практически в два раза увеличила объем выпускаемой продукции. Таким образом, ежедневно потребители в Алматы получают свежий, натуральный продукт. Сейчас наш коллектив состоит из 9 человек.
О дистрибьюторах
После конкурса, некоторые дистрибьюторы узнав о моем продукте выходят на меня сами. Они увидели меня по телевизору, в интернете. Я начала работать с ними. Оставила за собой только сеть “Magnum”, за остальные точки отвечают они. В дальнейшем я хочу полностью уйти от дистрибуции и заниматься только производством. Потому что у меня нет необходимого опыта в доставке, переговорах с магазинами.
О планах
Я хочу запустить производство еще одного напитка. Он пока в разработке. Также хочу выпускать собственный айран. Многие, кто пробуют мой айран, говорят: «Мы будем у тебя покупать». А это должна быть отдельная производственная линия. Пока я не успеваю все это сделать. Планов много, я могу заняться полной линейкой молочной продукцией под своим брендом. Думаю об этом, постараюсь запустить.