Улица, названная в честь казахского ученого Чокана Валиханова, протяжённостью около 3,5 км, находится в северо-западной части нашего города между улицами Пушкина и Кунаева, пролегает от проспекта Райымбека до улицы Сатпаева.
Чокан Чингисович Валиханов (1835-1865) – великий казахский ученый востоковед, историк, этнограф, географ, фольклорист, переводчик, журналист, путешественник родился в 1835 году в крепости Кушмурун недалеко от Кустаная.
Детство мальчика прошло в родовом имении бабушки Айганым в Сырымбете. Его отец — Чингиc, ага- султан, дед Уалихан, прадедом Чокана был хан Абылай.
В двенадцатилетнем возрасте Чокан поступил на учебу в Сибирский кадетский корпус в городе Омске, который считался в то время лучшим учебным заведением в Сибири. В кадетском корпусе он увлечением учился и за какие-то два-три года догнал и перегнал своих сверстников по знаниям.
В 1852 году Чокан познакомился с востоковедом И.Н. Березиным и по его просьбе написал статью «Ханские ярлыки Тохтамыша». Это была его первая научная работа. Уже про 14-15-летнего Чокана преподаватели говорили, что он станет ученым.
В 1853 году Чокан закончил обучение в кадетском корпусе и в звании корнета поступил на службу адьютантом генерал-губернатора Степного края Г.Х. Гасфорта. Молодого и не по годам развитого и образованного казаха заметили русские интеллигенты — волею судьбы живущие в Омске писатели и поэты А.Н. Майков, Ф.М. Достоевский, В. Курочкин, ученый-востоковед К.К. Гутковский и другие.
Чокан Валиханов принял участие в судьбе ссыльного писателя-петрашевца, будущего классика русской литературы Ф.М. Достоевского, способствовал досрочному освобождению его из ссылки. На службе у генерал-губернатора он изучал историю, этнографию, литературу и культуру народов Средней Азии, путешествовал по Центральному Казахстану, Жетысу, Тарбагатаю, собирал материалы и писал статьи по истории степного края, об обычаях, традициях и религии казахов.
В 1856-57 годах Ч. Валиханов совершил научно-исследовательскую и этнографическую экспедицию к заилийским кыргызам и в аулы Старшего Жуза, в Кульджу, где познакомился с историей Джунгарии. В этих поездках он написал известные «Очерки Джунгарии», «Записки о киргизах», «О жанрах казахской народной поэзии», «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Предания и легенды большой киргиз-кайсацкой орды» и другие работы, которые стали основой принципиально нового взгляда на казахов, их культуру и литературу. Эти очерки и статьи были высоко оценены русскими учеными.
Другим результатом этих поездок было то обстоятельство, что Чокан ознакомился с некоторыми главами великого кыргызского эпоса «Манас», записал их, проанализировал, перевел на русский язык, показал, что «Манас» — выдающееся произведение восточной устной традиции, кыргызского фольклора. Чокан назвал «Манас» «степной «Илиадой», а продолжение «Манаса» — поэму «Семетей» он обозначил как «восточная «Одиссея». Вот так отдельные главы из «Манаса» были впервые в мире опубликованы на русском языке.
Знаменитый путешественник П.П. Семенов-Тянь-Шаньский встречался с Чоканом в Жетысу-Семиречье и советовался с ним по поводу маршрутов по этому краю. По его рекомендации в 1857 году Чокан стал действительным членом Российского географического общества
В 1858-1859 годах Чокан совершил самое главное в своей короткой жизни путешествие в Кашгар. Под именем купца Алимбая, обрив голову и изменив внешность, он со спутниками проник в Кашгар, в котором жил пять месяцев. Ему удалось разгадать тайну гибели английского путешественника Адольфа Шлагинтвейта, несколькими месяцами ранее него пришедшего в Кашгар из Индии и погибшего от руки местного феодала Якуб-бека. Ученый вывез из Кашгара много интересных статистических и исторических сведений, которые были опубликованы в «Записках русского Географического общества» в виде двух статей: «Очерки Джунгарии» и «Описание Кашгара или Алтышаар». Алтышаар, правильнее Алтышахар, — то есть «шесть городов», в те времена так назывался Восточный Туркестан – ранее неизвестное европейской географической науке государство.
Вернувшийся из Кашгара в Омск Валиханов был встречен как герой, разведавший неизвестные земли, поощрен, направлен в Санкт-Петербург, где у него состоялась встреча с царем, на которой император отметил его особые заслуги перед Отечеством. К сожалению, в Санкт-Петербурге Чокан был лишь несколько месяцев и по причине болезни выехал назад в родные места.
Вернувшись в степь, Чокан решил оставить службу и даже выдвинул свою кандидатуру на выборах в волостные, чтобы став правителем попытаться облегчить участь своего народа. Но местные власти подтасовали результаты выборов, и, обиженный несправедливостью, он уехал на юг к своему родственнику султану Тезеку, где через некоторое время умер от обострившейся болезни туберкулеза.
В 1904 году Российское Географическое общество издало книгу Чокана Валиханова, и в предисловии к ней академик Н.И. Веселовский написал следующее: «Как блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения потомок казахских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингизович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд…».
За недолгую жизнь Чокан Валиханов сумел написать значительные труды. Его литературное и научное творчество составляет пять объемных томов.
По материалам сайта http://bnews.kz/ru/persons/show/14105/